Гибель Салем-Экспресса 

борт парома

винт

винт

борт парома

спасательная шлюпка утонула вместе с паромом

конструкции на корме

наблюдательная вышка

железки поросли кораллами

на палубе

окна ресторана

на палубе

Эмблема Салема

железки поросли кораллами

необычный коралл на поверхности палубы

инструктор выплывает из капитанской рубки

верхняя палуба

корма

и снова борт

борт парома

винт

мой напарник, Сергей, лезет в ресторан. Bye-bye, darling!

НЕМНОГО ИСТОРИИ.

Салем-Экспресс был одним из самых быстроходных судов в Египте. Капитан судна считался лучшим на Красном море. Паром курсировал между Саудовской Аравией и Египтом и возил в основном паломников, совершавших хадж в Мекку.
Все случилось в 1990 году в один из таких рейсов, когда паром следовал в Сафагу. К этому порту среди рифов есть 3 фарватера – северный, южный и посередине. Крупные суда в основном пользовались именно средним путем, заходя с востока. Но судно шло с опозданием, и капитану это было не по нутру – он же лучший! Стремясь сократить путь, он решил зайти в порт с юга. И в темноте напоролся на риф.

Капитан передал сигнал SOS и сообщил, что попытается слезть с рифа самостоятельно, после чего дал задний ход. Едва сойдя с рифа, паром полностью ушел под воду всего лишь за 15 минут. Люди, успевшие выбежать из кают, оказались в воде в полной темноте, на весьма значительном расстоянии от берега. На помощь подошли рыболовное судно и сафарийный бот, спасти удалось около 250 человек. Но утонуло примерно вдвое больше. Среди тел погибших обнаружили и капитана.

Причина столь стремительного погружения парома так и осталась неизвестной. Наиболее вероятной считается версия, что при сходе судна с рифа открылась передняя аппарель – опускающаяся часть носа, по которой внутрь парома заезжали машины. Но сейчас она закрыта.

Если бы капитан не стремился бы выиграть какие-то час-полтора, и пошел бы безопасным восточным путем, он спокойно дошел бы до Сафаги. Если бы он не пытался сам слезать с рифа, а подождал бы помощи, паром мог бы удержаться на воде.
Гибель Салем-Экспресса – самая трагичная и самая глупая катастрофа на Красном море.

А ТЕПЕРЬ О МОИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ОТ ЭТОГО ПОГРУЖЕНИЯ.

Прежде мне доводилось видеть под водой остатки затонувших маленьких катеров, но такую громадину я увидела впервые! Необычным для меня было все. Как правило ведь погружение идет вдоль рифа или с берега – в общем, видишь какой-то ориентир. Здесь же сиганув по команде инструктора «One! Two! Three! Jump!» с зодиака в воду в открытом море мы ушли под воду – а вокруг ничего! Погружаешься ты или нет, видно только по компьютеру. И внизу ничего не видать, водичка в этом месте мутновата.
И вдруг, дойдя где-то метров до 23х, я буквально падаю на борт парома (судно лежит на боку). Это ж надо! И как, спрашивается, эти арабы находят в море нужную точку, чтоб высадить группу? Ну ничего же рядом нету. Кроме, конечно, той злополучной банки, на которую налетел Салем-Экспресс. Но и ее, надо сказать, сидя в зодиаке, я не видела ну нисколечки.
Да что вообще можно видеть, сидя в этом зодиаке! Прыг-скок по волнам, того гляди за борт опрокинешься! Удовольствие ниже среднего. Вроде, у меня и опыт по этой части есть, покатал тут меня как-то один знакомый по Кандалакшскому заливу на своей моторке, в компании с еще двумя такими же больными на всю голову, как он сам, рыбаками… Сказав, что полного газа он уже наелся и теперь ходит в экономичном режиме, он завел мотор... Как лодка понеслась – а там волна с барашками! Жуть! Я сидела, стиснув зубы и вытаращив глаза с одной мыслью – куда меня опять черти понесли! Так вот, в зодиаке было еще хлеще – волны повыше, а за спиной баллон, не очень-то удобно балансировать.
Однако, это все лирика. Оторвав задницы и ласты от судна, начинаем движение вдоль борта к корме и вниз – видим винт. О-хо-хо, ни фига себе размерчик! Сверху на него смотришь, он кажется таким аккуратненьким, а на деле огромный. Оплываем его, фотографируем, плывем дальше. И ниже, к самому дну. У меня злобно верещит компьютер. Ругается, что слишком глубоко. Я перешла на нитрокс, а с ним глубина ограничивается. К тому же, мальчики перестарались, заправляя баллон, и вместо положеных 32-х я получила 35% кислорода. У остальных, наверно, поменьше, и они спокойно спускаются, я же зависаю повыше.
Все дно устлано как будто кусками какой-то обшивки. Нам объясняли, что это обломки крыши верхней палубы, закрывавшей ее от солнца. Одиноко валяется чемодан, невдалеке от него стоит на дне магнитофон. Я щелкнула его. Но далековато, вышел нечетко. Чемодан оставила без внимания. Говорят, что тут все было покрыто шмотьем, и очень постарались мародеры. Спасательная шлюпка лежит, опираясь на другую такую же. Ими никто не успел воспользоваться. Все спас.средства утонули вместе с кораблем…
Поднимаемся повыше. Верхняя палуба. Чтоб понять, что к чему, приходится наклонять голову – пол палубы стоит вертикально, а все конструкции вытянуты по горизонтали. Все железяки поросли кораллами. Щелкаю все подряд – авось потом что-то получится прилично.
Впереди видно какие-то окна. Туда можно проплыть, но внутри слишком темно для съемки. Это ресторан, столы, привинченные к полу, кажутся висящими на стене. Выбираемся оттуда и плывем дальше, чуть в сторону – видим отлично сохранившуюся эмблему Салема. Далее в программе капитанская рубка. Туда тоже можно заплыть, но там слишком тесно. Я не страдаю клаустрофобией, но замкнутых пространств под водой опасаюсь, тем более, с одним баллоном. Остаюсь снаружи. Из женщин внутрь не полез никто.
Мое внимание привлек выросший на поверхности палубы коралл черного цвета. Я такого еще не видела. Вообще непонятно, не то это коралл, не то моллюск какой-то. Щелк!
Мы движемся дальше, к носу корабля, я щелкаю все, что вижу. Какая-то узкая расщелина. Слишком узкая, чтоб туда соваться. Потом нам объяснили, что это задрана верхняя часть носа, которая поднималась прежде, чем опускалась аппарель. Но аппарель закрыта, это совершенно точно. Вот снова борт, с которого мы начали. Доплываем до начальной точки и поворачиваем куда-то, в одному инструктору известном направлении. Потихоньку плывем в пустоту, как в космосе. Ничего вокруг, синева и все. И тут из ниоткуда вырисовывается трос. Ну как это у них получается?! Профессионалы.
5м – остановка безопасности. Висим держась за трос. . Вот он, родной зодиак, пришвартован к этой веревке! 3 минуты проходит, всплываем по очереди. Пока предыдущий дайвер не вылезет на зодиак, следующий остается под водой, все держатся за канат. Чтоб не унесло в море, к едрене-фене, место открыто всем ветрам. А вылезать из воды на зодиак на волнах оказалось легче, чем без них! Первым делом отдаю на борт фотик. Теперь снимаем грузовой пояс, не утопить бы его, тяжелый, зараза… Далее очередь всей остальной сбруи. Ну, это дело привычное, я всегда снимаю всю снарягу в воде.
Теперь главный аттракцион. Зрители, занимайте места в партере! На раз-два-три надо сделать толчок ластами, подтянуться, держась за веревочку, протянутую вдоль борта и выпрыгнуть наверх. Умора! Никогда я не могла подтянуться на руках, а в мокрой гидре, которая держит бог знает, сколько воды – и подавно! Вечно болтаюсь, как сарделька, повиснув на этом зодиаке… Где вы, Ваня и Илья? Эти двое громил шутя зашвырнули бы меня в зодиак. Арабы для меня мелковаты, не мой размерчик. Но сегодня другое дело, сегодня волны. Поджидаю, пока меня подбросит вверх – и рррраз! Ура, я в зодиаке. Головой въезжаю в противоположный борт, но к этому я уже человек привычный. Главное, что не в баллон.

Красное море, декабрь 2006

на главную
подводное фото и рассказы о дайвинге

Hosted by uCoz