Испытание рекой Шуей

Невезенье началось прямо в день отъезда. Утром, глянув в окно, и увидев, что на улице сильный ветер, снег и отрицательная температура, мне пришла мысль посмотреть интернетовский прогноз погоды на неделю вперед. Лучше бы мне было этого не делать… Только на 6 мая синоптики обещали что-то приемлемое, около +5 градусов, а до этого – ничего хорошего. Температура около нуля, по ночам заморозки, снег и северный ветер. Картина за окном наглядно показывала, что прогноз, скорее всего, соответствует истине.
В душе потихоньку начала нарастать паника. Еще не поздно отказаться, сдать билет, остаться дома. Но что тогда получается? Месяцы подготовки, закупки снаряжения, с таким трудом взятая неделя отпуска – все напрасно?! Ну, уж нет! Сказавши «а» надо говорить «б»! Раз решено идти в поход – надо ехать!
Методично выложив все из рюкзака, начинаю собирать его снова. Этот спортивный костюмчик явно не соответствует погоде – пусть остается до лучших времен. А с собой надо взять потеплее. И свитерочек вдогонку потолще положим. Джинсы тоже мне без надобности. Лыжные штаны более актуальны. Ботиночки лесные, в которых я летом за грибами хожу – ну их! Возьмем зимние, и носочки к ним потеплее.
Как выяснилось позже, таким образом поступили все члены группы. В последний момент каждый взял все, что смог запихнуть в рюкзак. Никто не отказался от поездки, на вокзал явились все. Только Щербаковы, слава Господу, решили не брать с собой 6-летнюю дочь.
Итак, вот состав нашей команды:
Виталий Чорномаз, ЦЦР – председатель турклуба, капитан «Северянки»;
Александр Абрамов, ОАСУ – экстремал со стажем, матрос «Скаута»;
Евгений Черноусяк, УТП – капитан «Скаута», наш пан-спортсмен;
Павел Орлов, ОРБ - матрос «Северянки», ходячий кладезь анекдотов, с успехом заменял собой радио;
Евгений Улько, АЭР - матрос «Северянки»;
Ольга Меренкова, ОППР – шеф-повар, матрос «Таймень-3»;
Игорь Щербаков, ОППР – капитан «Таймень-2»;
Юлия Щербакова – завхоз (самый незаменимый в походе человек!) и попутно матрос «Таймень-2»;
Александр Сивак – матрос «Таймень-3»;
Елена Черноусяк, ХЦ – правая рука завхоза и шеф-повара, матрос «Таймень-3»;
Инга Ильина, ХЦ - матрос «Таймень-3» и «Скаута», музыка, видео, медицина;
Владислав Махов, ХЦ – капитан «Северянки».
А еще двое туристов, самых опытных среди нас, Дмитрий Панфиленок из Мурманска и Сергей Недорезов из Снежногорска присоединились к нам вместе со своей байдаркой. Они взяли на себя руководство всем походом. Это дело крайне ответственное, очень непростое, и выполнять его может далеко не каждый. Ведь среди нас было много людей, впервые решившихся на подобное мероприятие. Некоторые до этого ни разу не сидели в байдарке и не держали весло в руках, им нужно было объяснять самые азы управления лодкой. Именно Дмитрий и Сергей определяли порядок и пути прохождения порогов, очередность экипажей, расстановку страхующих людей. Без них поход просто не мог бы состояться.
Скверная погода двигалась вслед за нами. Всю дорогу мы видели в окнах вагона ту же картину, что и на вокзале в Зорях – снег, сильный северный ветер, на небе тучи без просвета. Господи, куда нас несет?
Утешало то, что в поезде таких, как мы, оказалось немало.
В Петрозаводске нас уже ждал автобус, и часа через три мы были на реке. Погода стала еще ужаснее. Пронизывающий ледяной ветер, все небо затянуто свинцовыми тучами, валом валит снег. И нам еще при этом надо садиться в лодки?! В эту черную, зловещую реку, от которой так и веет холодом! С уходящим автобусом оборвалась последняя возможность повернуть обратно. Паника, спрятанная глубоко внутри, снова начала поднимать голову…
Однако, не сказав ни слова против, народ дружно взялся за собирание лодок, уже горел костер, женский состав принялся готовить еду. «Что за группа странная? Никто не ноет, никто не жалуется, куда, дескать, приехали…» - недоумевал наш руководитель, Дмитрий Панфиленок.
Наши дамы пришли в ужас, увидев, как мужчины укрепляют в лодках вырубленные колья. Они не знали, что это делается специально, чтобы конструкция стала пожестче и не сломалась в порогах, и подумали, что не хватает каких-то частей каркаса байдарок.
Наскоро пообедали, натянули гидрокостюмы, упаковали вещи и продукты в гермомешки, привязали груз к байдаркам веревками. А погода все хуже и хуже! Неотвратимо приближался момент спуска на воду. Не могу сказать, было ли что-то более ужасное в жизни. И опять – никто не возразил ни слова. Стойкий у нас народ, надо отдать должное!
В первый день мы прошли всего 6 километров – гораздо меньше запланированного, что сильно огорчило наших руководителей. Намеченный график сбивался. Но мы много времени потратили на сборы, да и не спал в поезде никто толком, ведь в Петрозаводск мы прибыли в 4 часа утра, все сильно устали.
Ветер к вечеру стал стихать, и даже чуть показалось солнышко. Кажется, жизнь стала налаживаться! Мы пошли осматривать порог, который предстояло пройти на следующее утро. Сложность его усугублялась автомобильным мостом. Наверно из-за этого, да еще потому, что этот порог был первым на маршруте, он показался чуть ли не самым трудным.
Практически ни один серьезный порог у нас не обошелся без переворота, искупаться пришлось каждому экипажу. Большого смысла в том, чтоб подробно расписывать процесс прохождения перекатов и шивер, наверно, нет – лучше посмотреть фотографии.
Счет «килям» был открыт в первый же день – перевернулся на пороге Грива экипаж Щербаковых. Вытащив на берег байдарку и слив с нее воду, они вновь отчалили и продолжили сплав. Это вызвало у всех огромное уважение, ведь один из членов экипажа – хрупкая, миниатюрная Юля. А вечером на стоянке им пришлось сушить свои паспорта и телефоны – при перевороте протекла гермоупаковка.
По иронии судьбы дважды промокли документы Ольги Меренковой. Глядя, как она в очередной раз раскладывает их на просушку, снежногорец Сергей изрек: «Оля, ты вернешься домой с чистым паспортом – ни мужа, ни детей, ни прописки!»
В один из дней мы прошли четыре порога, и было четыре «киля». Последним перевернулся в совершенно спокойном месте спасательный экипаж – Виталий и Игорь. Это уже сказывалась усталость. Вытащив на берег свою лодку, Виталий произнес историческую фразу: «Хватит издеваться над организмом! Становимся на стоянку!»
Каждую ночь наступали заморозки, и по утрам непросохшие неопреновые гидрокостюмы стояли колом. Мы отогревали их у костра, прежде, чем надевать. Сложнее всего было с мокрой обувью. Высушить кеды и кроссовки не было никакой возможности, они заледеневали за ночь до состояния камня.
- Что вы мучитесь? – говорил нам Виталий. - Налейте в обувь кипятка, она оттает, и надевать будет очень хорошо!
- Ты любишь вареные кеды, а мы любим жареные! – возражали мы, пододвигая обувь поближе к костру.
В деревне со странным названием Соддер нас покинул Саша Абрамов – торопился на работу. Мы смели половину товара с прилавка в местном магазинчике, начиная с проросшего чеснока и кончая домашними тапочками, к великому удовольствию продавщицы, сиявшей подбитым глазом. Зря мы ее не сфотографировали! Подвыпивший местный житель на велосипеде посоветовал нам нанять моторку для проводки лодок по озеру, но мы его не послушали. И опять же – зря!
Кто бы мог предположить, что самым экстремальным эпизодом похода станет переход через Шотозеро? Казалось бы, ни тебе порогов, ни тебе мостов, ни тебе плотин – озеро как озеро, работай себе веслами… Но не тут-то было. Нас ждал сильный встречный ветер, идти против него было невозможно. Пришлось причалить к берегу и ждать, пока ветер переменится. Так прошел остаток дня. В путь мы тронулись только после 22:30, когда солнце уже садилось за горизонт. Постепенно сгущались сумерки. Как же мы пойдем в полной темноте?
Оказывается, и такое возможно. Темнота наступала постепенно (все-таки впереди белые ночи), и даже после полуночи все еще было зарево заката за спиной. Все стало гораздо серьезнее ближе к часу ночи.
Что это за хруст слышен при каждом взмахе весла? Хрум, хрум… Ночные заморозки!!! Брызги воды на спасжилетах превращаются в лед. О, Боже! Надо скорее к берегу, пока мы все не промерзли. Последние команды «Стоп! Ждем отстающих!» уже почти никем не выполнялись.
В тишине и темноте лодки летели на спасительный свет двух фонарей на берегу – на них мы ориентировались все два с половиной часа этого ночного перехода.
Что это за светлая полоса у берега? Неужели столько снега?!
Песок! В темноте он кажется совершенно белым. То, что это пляж, мы поняли, только когда причалили. Повыскакивав из лодок, народ рванул разводить костер, наверняка побив все рекорды скорости. Через несколько минут уже полыхает огонь. Уфффф, можно отогреться. Вешаем котелки, разбираем вещи. В темноте видны очертания здоровенных бочек. Подходим поближе, и становится ясно: из железнодорожных цистерн сделаны домики. Это турбаза, но конечно, она еще не работает – не сезон. Ее даже никто толком не охраняет. По палаткам расходимся уже глубокой ночью. Точнее даже, ранним утром.
Наша слава бежит впереди нас. О том, как мы шли ночью через озеро, на станции уже ходят легенды.
На следующий день мы прошли еще и Вагатозеро, оно было поменьше. Стоял полный штиль, светило солнце. Хоть раз погода нам улыбнулась. И тут отличился наш руководитель, мурманчанин Дмитрий. Решив устроиться в байдарке поудобнее, он притопил корму, и через нее в лодку хлынула вода. К берегу экипаж, гребя изо всех сил, шел, подобно Титанику - постепенно погружаясь. Но все обошлось.
Маршрут медленно, но верно катился к завершению. Впереди еще была самая длинная восьмисотметровая шивера не реке – «Юманишки», легендарный порог Большой Толли и вожделенная баня на турбазе «Конди», где нас уже ждали приветливые хозяева. В последний день похода мы отмахали аж 30 километров – это был наш рекорд. Уж очень всем хотелось отогреться, наконец, в бане, посидеть за нормальными столами. Словом, окунуться в цивилизацию.
Турбаза находилась в очень живописном месте и была по-домашнему уютной. В последний день, 7 мая, распогодилось: жара +16 градусов, солнышко! Народ даже загорал. Вечером за нами приехал все тот же улыбчивый водитель на своем автобусе. Мы наперебой делились с ним своими впечатлениями, угощая его чаем. Он сказал, что очень переживал за нас, оставив на реке в тот жутко холодный день.

- Каких ужасов я натерпелся в этом походе - уже в поезде признался нам Дмитрий Панфиленок.
- А мы-то сколько его натерпелись! Зато будет что вспомнить! - ответили мы ему.
Мы хотели привезти домой карельское солнце, но увы! Вокзал в Зорях встретил нас тем же, чем и провожал – ветром и снегом. Что за весна…

29.04.07-8.05.07
П.Зори - Шуя, Карелия
на главную
статьи и фотоотчеты
Hosted by uCoz