Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Расскажу о небольшом эпизоде из нашей жизни в то время, когда шло строительство 1-го блока Кольской АЭС.
Произошло это в январе 1971 года. Все крупногабаритное оборудование: парогенераторы, компенсатор давления, корпус реактора, турбины, генераторы и т.д. заказывались заводам помимо нашей воли по так называемому именнику Госплана. А поскольку принять их на КАЭС с подачей в зону монтажа мы не могли - главный корпус еще только строился - оборудование по мере изготовления нами оплачивалось, но оставалось на заводах на ответственном хранении. Так было и с парогенераторами.
Однако у завода были свои трудности с хранением таких изделий в цехах. И вот завод без всякого предупреждения отгрузил нам первый парогенератор, и мы встали перед проблемой как же его разгрузить. Надо сказать, что ни мы, ни монтажники СЗЭМа не были готовы к этому ни морально, ни физически. А за перепростой "крокодила" приходилось платить железной дороге очень приличный штраф, и времени на раскачку не было - парогенератор стоял на подъездных путях Кольской АЭС.
Буквально в день его поступления пришел к нам в отдел молодой инженер Коля Феногенов. Сижу я за столом, чешу, что называется, репу, рассуждая вслух какой же найти выход. "Надо, говорю, сделать шпальную выкладку, поднять парогенератор на домкратах, подсунуть под него рельсы, намазать их солидолом, а затем стащить бульдозерами на эту шпальную выкладку. А вот сколько надо шпал, рельсов и т.д.?" Коля сидит молча за столом рядом, что-то пишет на листке бумаги, мне с ним толком-то и поговорить не пришлось, и вдруг подает мне свой листок.
- Я вот тут прикинул, надо столько-то шпал, столько-то рельсов, подкладок, костылей, скоб, чтобы сшить шпалы.
Мысль обрела плоть, и сразу стало легче. Все решалось как-то само по себе, по единственному телефонному звонку. Шпалы, рельсы и прочие железнодорожные изделия мы выпросили у нашего генерального подрядчика - Кандалакштрансстроя, куда Николай сразу и отправился с двумя бортовыми машинами. Четыре 50-тонных домкрата СЗЭМ нашел у себя и занялся их ревизией и опробованием. Наш куратор на промплощадке Николай Николаевич Хайбулин завернул к нам на базу оборудования бульдозер для расчистки снега и несколько самосвалов с песком для подготовки площадки под шпальную выкладку. Несколько десятков скоб получили из кузницы строительного управления Процесс, как теперь говорят, пошел.
Бригада СЗЭМ и весь наличный мужской персонал базы оборудования трудились без отдыха ровно сутки.
Надо было со своими работниками как-то рассчитаться за тяжелый труд, а премий у нас тогда не было. Что-то надо было придумать
А неделей раньше, дома, я проводил первый и последний опыт в своей жизни по изготовлению самогона. И было его у меня литра два. Нормальный самогон, крепкий, только мутный. Сгонял я домой на нашей бортовой машине, и мы со всей бригадой эту самогонку уговорили прямо в рабочей столовой, которая сутра уже была открыта, взявши закуску на раздаче.
Тут я сделаю поясняющее отступление от темы.
На Ниве-2 когда-то работал Дима Алаторцев – легендарная личность. Я его уже не застал, но легенды о нем слышал. Дима любил выпить. И, придерживаясь режима экономии, гнал самогон, настаивал его на чем-либо, ну, например, на коре дуба, или на калгане, а потом иногда после бани приглашал к себе мужиков:
- Вот тут мне с Украины самогоночки прислали, давайте выпьем.
Мужики не отказывались. Кончилось это тем, что однажды к Диме постучались двое «товарищей» в хромовых сапогах.
- Можно войти к Вам?
Дима сразу смикитил, что к чему:
- Нет нельзя! У меня там женщина, неудобно, знаете ли.
Но «товарищи» не послушались, отодвинули Диму в сторонку и прошли в квартиру. На столе стоит самогонный аппарат, сделанный Димой из электрической кастрюли, и из него капает продукт. Товарищи отключили аппарат, подождали, когда остынет, отломали змеевик, составили протокол. Протокол гласил: «Изъят портативный самогонный аппарат, индивидуального пользования».
- Кто Вас научил? – Спрашивают Диму.
Как Дима обиделся! Как обиделся!
- Я – Советский инженер, меня шестнадцать лет учили, и чтоб я самогонный аппарат не сделал!
Отделался он незначительным штрафом.
А вот другая легенда о Диме. На станцию приехал с проверкой главный инженер Колэнерго Зархи Матвей Исакович. На центральный щит управления, куда зашел Зархи, влетает разгоряченный от беседы с ремонтниками Дима.
- Что с Вами, Дмитрий Иванович? – Участливо спрашивает Зархи.
- А, вечно эти ремонтники, как Ваши братья в Израиле!
Зархи оторопел:
- Что Вы говорите, Дмитрий Иванович?
Дмитрий Иванович тут же легко соглашается на поправку:
- Ну, не братья, так родственники.
Так вот, вспомнив Диму, я своим рабочим тоже сплел историю, что мне, мол, самогонку с Украины прислали. Ну, не признаваться же, что начальник отдела самогон варит! Но им вся эта лапша на уши ни к чему. Они с удовольствием выпили, закусили, и подвели итог:
- А мутная она у тебя, начальник, потому что кипела. Нельзя, чтоб кипела!


на главную

записки моего отца

Hosted by uCoz